Магнитопорошковый контроль
Метод основан на индикации перераспределения магнитных потоков в местах поверхностных и подповерхностных дефектов. При намагничивании контролируемого участка и обработке его магнитной суспензией, индикаторные частицы скапливаются вблизи несплошности. Образуется индикаторный рисунок, по которому судят о размерах и характере дефекта. Магнитопорошковый метод позволяет выявлять продольные трещины в сварных швах и другие околоповерхностные дефекты.
Внешние дефекты
Внутренние дефекты
Сложность проведения контроля
Время проведения
Требования к подготовке поверхности
Ржавчины
АКП
Масла
- ГОСТ Р 56512-2015
Магнитопорошковый контроль (МПК) является одним из методов неразрушающего контроля (НК). Метод основывается на обнаружении и использовании магнитных полей рассеяния, которые возникают над различными дефектами в объектах контроля, выполненных из ферромагнитных материалов.
Суть метода заключается в том, что в изделии, не имеющем дефектов, магнитный поток не искажается и не меняет своего направления. Если же на его пути попадаются дефекты в виде любых несплошностей, где магнитная проницаемость (µ) понижена, то часть магнитных силовых линий выйдет из изделия с одного края дефекта и войдёт в него с другого края. Таким образом, над дефектом возникает магнитное поле рассеяния, а сам дефект становится своеобразным микромагнитом с полюсами (N и S), расположенными на его противоположных границах.
Концентрация силовых линий магнитного поля над дефектом неоднородна и чем она ближе к нему, тем больше. Если в это поле попадают магнитные частицы, то действующие на них силы стремятся притянуть их к дефекту, где концентрация силовых линий наибольшая. Под действием силового поля частицы становятся магнитными диполями и, притягиваясь друг к другу, образуют цепочки, ориентированные вдоль магнитных силовых линий поля. Скопление индикаторного порошка над дефектом всегда значительно больше самого́ дефекта, что обеспечивает чёткую видимость индикаторного рисунка.
Магнитное поле рассеяния над дефектом: 1 — поверхностным; 2 — подповерхностным; 3 — внутренним.
Проведение НК магнитопорошковым методом регламентируется такими нормативными документами, как ГОСТ Р 56512-2015, ГОСТ Р ИСО 10893-5-2016 и др., где подробно расписана вся технология проведения контроля:
- Подготовка объекта к контролю – очистка поверхности от ржавчины, смазки, грязи. При необходимости нанесение тонкого слоя контрастной краски;
- Намагничивание контролируемого участка или детали — пропусканием электрического тока, электромагнитом;
- Нанесение магнитного индикатора на поверхность объекта контроля — распылением сухого магнитного порошка, поливанием магнитной суспензией, окунанием в бак с суспензией;
- Осмотр объекта контроля — визуально, либо с помощью оптических приборов;
- Размагничивание объекта контроля — осуществляется переменным магнитным полем с равномерно уменьшающейся амплитудой.
Методами МПК удаётся выявлять поверхностные несплошности металла (такие как флокены, трещины, волосовины, поры, непровары и др.) с шириной раскрытия от 2 мкм и глубиной от 10 мкм, а также подповерхностные на глубине до 2 мм под различными немагнитными покрытиями, толщиной до 0,25 мм. Наибольшая чувствительность метода, когда плоскость дефекта располагается под углом 90° к направлению магнитного потока.
К преимуществам МПК можно отнести:
- Высокую оперативность контроля в сочетании с малой трудоёмкостью;
- Невысокую стоимость расходников, которые, к тому же, можно собирать и использовать неоднократно;
- Низкие требования к качеству покрытия.
Недостатками этого метода являются:
- Зависимость чувствительности от толщины покрытия;
- Зависимость чувствительности от расположения дефекта относительно магнитного потока;
- Преимущественное выявление поверхностных дефектов по отношению к подповерхностным;
- Влияние «зоны наклёпа» на качество контроля;
- Неравномерность магнитных свойств металла.
Благодаря высокой производительности, в сочетании с наглядностью результатов, МПК стал одним из самых востребованных методов НК стальных изделий. Он нашёл широкое применение во всех отраслях промышленного производства, в строительстве, энергетике и на транспорте.